Йом Кипур: самобичевание или путь к исправлению?

  • автор: Раби Манис Фридман
  • шлиах Хабада, автор, социальный философ и оратор
  • декан женского еврейского института Бейс-Хана
  •  автор популярной книги «Doesn’t Anyone Blush Anymore?»
  • в семье раби Маниса — 14 детей

Когда я был школьником, один пожилой господин часто посещал нашу школу. Однажды он решил заглянуть в наш класс. Стоя за нашими спинами, он заметил, что мы изучаем понятие самоанализа.

Это был душевный человек с чувством юмора. Он обратился к нам: «Вы знаете, что в преддверии Йом Кипура, Дня искупления, мы все должны подвести итог своим поступкам, провести духовную работу1. Но что это значит? Как это делается?»

Он подождал, но мы были слишком робкими, чтобы отвечать. Улыбнувшись, он продолжил: «Я скажу вам, что это не включает. Представьте себе, что Йом Кипур – День искупления – сегодня. Уже прошло 10 дней с Рош а-Шана, еврейского нового года, десять дней известные как Дни трепета. Наши мысли стремятся к святости, становятся все серьезнее с каждым днем, мы стараемся стать лучше.

И вот, наконец, Йом Кипур настал. Мы надеваем белые одежды, мы одеваемся как ангелы, мы думаем как ангелы, ведем себя как ангелы. Мы не едим, не пьем, не спим. Не носим кожаную обувь. Это Йом Кипур, самый святой день года.

Все собрались в самом святом месте города, в синагоге. И вся община проводит целый день, думая о грехах. Мы вспоминаем свои грехи за прошлый январь, февраль, март и так далее. Мы поступаем так, поскольку стремимся подвести итог, сделать самоанализ. Мы хотим попросить Владыку мира простить нам все грехи, которые мы могли совершить по отношению к Нему за целый год.

И мы вытаскиваем их на поверхность. Мы старательно вспоминаем каждый проступок, который мы совершили в прошедшем году. Вся община собралась вместе в самый святой день года, в самом святом месте города, и погрузилась в воспоминания о грехах! И поступая таким образом мы собираемся стать более святыми? Вот так мы должны очиститься? Вот так мы собираемся исправить ситуацию?!

Это не духовный самоанализ. Это деградация. Это нехорошо в любой день года, и тем более в День искупления. Что же тогда значит раскаяться в своих грехах?

Не вытаскивать на поверхность наши грехи, не проводить самый святой день  года, думая о нечистых вещах. Правильный духовный самоанализ, настоящая духовная работа над собой не имеет ничего общего с проступками, с неприятными воспоминаниями. Главное тут – отношения.

Провести работу над собой, духовный самоанализ, значит понять, на каком уровне отношений ты находишься. Это не значит, что нужно всматриваться в грехи, которые ты совершил. Если ты грешил, то грех – в том, что ты преступил свои отношения с Б-гом.

На чем же следует остановиться, о чем нужно размышлять и даже заставлять себя думать, так это на том, кто твой Б-г, насколько Он велик и как Он был добр к тебе. И как же ты мог Его предать? Как мог ты забыть о Нем в этом году?..

Служение Творцу – цель, ради которой ты был создан. Как ты мог пренебречь его учением, как ты мог проигнорировать его, оставить без внимания?

Подумайте, насколько вы в Нем нуждаетесь, сколько Он делает для вас, сколько добра сделал Он для вас в этом году, насколько Он добр вообще, насколько Он свят и справедлив.

Если перестать думать об этом хоть на минуту – не на весь день, на минуту – то понимаешь, что это – тот Б-г, к которому ты был равнодушен, к которому ослабла твоя преданность. И от осознания этого сразу становится больно. Ты сразу ощущаешь резкий укол сожаления. Как ты мог?!

Как мог ты забыть цель, ради которой был создан? Как ты мог так отнестись ко Вс-вышнему, к твоему Б-гу? И вот в этом и заключается истинное раскаяние. Вот тогда ты действительно провел самоанализ, разобрался в своей душе, в контексте отношений со Вс-вышним. Так ты начал изменять ситуацию к лучшему».


Отрывок из книги р Маниса Фридмана «Doesn’t Anyone Blush Anymore?»

Перевод с англ. — Дина Эйдельман

© Mikva.ru

  1. На иврите это понятие называется «хешбон нефеш».