Имена

Данная статья является переводом 4-ой главы книги «Обычаи, связанные с беременностью и родами» -«Customs of Pregnancy and Birth by Avraham Yeshaya Holtzberg». Настоящая книга является антологией хабадских обычаев, связанных с рождением ребенка, и касается беременности, рождения мальчика, обрезания, выкупа первенца и рождения девочки.


Наречение имени: предпочтение отцу или матери

1) Относительно того, кому принадлежит привилегия дать ребенку имя, я не слышал о постановлении на этот счет. Мое мнение таково, что в месте, где нет установившегося обычая на эту тему, имена следует давать в таком порядке: первое имя дает отец, второе – мать, третье – отец, и так по-очереди1.

Оба родителя должны придти к согласию

2) Имя следует давать с согласия обоих родителей.

Имя для внука в честь его дедушки

3) Если ребенку дали двойное имя, а потом вспомнили, что дедушка ребенка носит одно из этих имен, ребенка не следует называть двумя именами одновременно, а только вторым именем [не тем, которое носит дедушка].

Имя, данное родителями; имя данное другими людьми

4) Имя должны давать ребенку мать и отец, как сказано во многих книгах. Однако родители могут разрешить кому-то другому в качестве своего представителя дать имя ребенку. Если это не было сделано (а, наоборот, имя было дано бабушкой или еще кем-то без разрешения родителей), родители могут выбрать имя по своему желанию. Если имя было уже дано во время чтения МиШеберах (молитвы за здоровье), это нельзя отменить (не дай Б-г), но можно добавить другое имя.

Имена Йегуда и Шмуэль в соответствии с заветом Раби Йегуды а-Хасида

5) Распространенная практика — не обращать внимания на указание в завете Раби Йегуды а-Хасида, касающееся имен Йегуда и Шмуэль (указание не называть так детей). На самом деле, даже в самом завете это подразумевается. К тому же, многие предостережения, упомянутые в завете, предназначались только для его собственных потомков. И даже, как мы знаем, его потомком был Магарша2, и его звали Шмуэль, а его отца звали Йегуда.

Имена в честь живых

6) Касательно имени ребенка в честь живого дедушки. Тут обычаи отличаются у сефардов и ашкеназов. Сефарды не только не избегают давать имя в честь живущего, но напротив, назвать ребенка в честь живущего дедушки считается выражением почета дедушке. Так, если отец ребенка захочет почтить своего отца, он называет своего сына в честь своего живущего отца. Но среди ашкеназов, мы стремимся не называть ребенка в честь живущего дедушки (а только в честь уже покойного родственника). Известно, что сам факт, что мы по-особому относимся к чему-либо? может привести к тому, что это вызовет [нежелательный] эффект. Поэтому нам следует быть внимательными к этому.

Имя в честь раввинов

7) У хасидов принято называть детей в честь их раввинов и ребецен (их жен).

К именам глав поколения не следует добавлять другие имена

8) Относительно имен несиим (учителей, глав поколения), мой тесть возражал против сочетания такого имени с другим, так как мы не смешиваем святое и будничное.

Имя в честь отца, пропавшего без вести на войне

9) Если отец хочет назвать ребенка в честь своего отца [т. е. дедушки ребенка], который пропал без вести на войне: [для этого нет возражений] если отец и мать согласны.

 

 

 

Содержание книги

Глава 1. Поведение во время беременности

Глава 2. Поведение во время родов

Глава 3. Обычаи, связанные с обрезанием («брит мила»)

Глава 4. Имена

Глава 5. Выкуп первенца

Глава 6-7. Обычаи, связанные с рождением девочки, и прочие обычаи


Источник — Chabad.org

Перевод с англ. — Дина Эйдельман

© Mikva.ru — переведено с разрешения Chabad.org

  1. Игрот Кодеш (письма) Ребе, т. 5, с. 123: Что касается этого вопроса в общем, имянаречение – значимое событие и подразумевает большую ответственность. Хасидус объясняет, что имя — это канал, через который жизненная энергия и другие силы попадают в объект, носящий это имя. Поэтому, Аризаль писал: «Когда человек рождается, и мать и отец дают ему имя… Вс-вышний вкладывает в их уста имя, подходящее конкретной душе».
  2. аббревиатура «Морейну (наш наставник) гарав Шмуэль-Элиэзер», р. Шмуэль-Элиэзер бен Йегуда Галеви Эйдельс (1555-1631) — один из величайших талмудистов Польши.