Скромность – внутренняя красота и непреходящая ценность

  • Рав Рафаэль Арон
  • директор Центра семейной консультации Гейтвей в Мельбурне, Австралия
  • за его плечами помощь сотням клиентов, семейным парам в сфере семейного консультирования и зависимостей
  • проводит семинары в школах,а также мастер-классы для родителей и семейных пар и лекции за рубежом

“Задача скромности совсем не в том, чтобы прятаться; задача скромности – сохранить наше личное пространство. Даже между мужем и женой необходима скромность. И особенно между мужем и женой следует оберегать личное пространство. Если брак – на всю жизнь, как и было задумано, муж и жена должны оберегать личное пространство вместе»1.

Приведем здесь страшную историю. Однажды еврейку схватила группа антисемитски настроенных солдат-мародеров. Желая превратить ее смерть в спектакль, они привязали ее сзади к бронированному грузовику, чтобы протащить через весь город. Как будто подготовившись заранее, женщина вытащила мешочек с иголками. Изнемогая от боли, но с гордостью, она стала втыкать их в кожу сквозь платье, чтобы и последние мгновения жизни оставаться скромной и покрытой.

Образ скромности пронизывает нашу историю. В египетском рабстве и после Исхода еврейские женщины были известны своим стандартом скромности. После чудесного перехода через Красное море Мирьям отошла с женщинами подальше, чтобы их праздничное пение не долетало до слуха мужчин.

Каждый евреи, каждый ребенок знает известное изречение злого пророка Билама, когда он пытался проклясть еврейский народ. «Как прекрасны шатры твои, Яков, жилища твои, Израиль!» Знаменитый комментатор РАШИ говорит, что Билам указывал на скромность евреев на основании того факта, что входы их шатров не были сделаны напротив друг друга.

На Шавуот мы читаем историю Рут. Мидраш восхваляет ее за скромность. Мидраш гласит, что скромность была одним из важнейших достоинств Рут, которое увидел в ней Боаз, предназначенный ей в мужья. “Стояла она, подбирая стоящие колосья, и сидела, подбирая опавшие колосья. Другие женщины подоткнули свои юбки, она же не изменяла их длину. Другие женщины шутили со жнецами, она оставалась сдержанной». Именно эти черты – скромность и интеллигентность – стали определяющими при выборе Рут в качестве предка Мошиаха.

Скромность, или цниют, не ограничивается манерой одеваться. Цниют представляет собой образ жизни, поведения и проявления характера. Касается ли это питания, речи, радости или пребывания в трауре – законы цниюта всегда актуальны и современны. Книга Зоар гласит, что соблюдение законов цниюта матерью влияет на благосостояние семьи, как духовное, так и материальное.

В основе всех проявлений цниюта лежит понятие о том, что душа пребывает внутри тела. Чтобы душа и тело пребывали в единении, человек должен принять на себя стандарты внешнего облика и поведения, согласующиеся с духовным началом души. Более того, эти стандарты стали символом нашего выживания и во многом определили наш внешний вид и образ жизни в обществе возрастающей вседозволенности.

И именно из-за угроз, создаваемых обществом, и отсутствия определенных моральных стандартов иудаизм рассматривает цниют как краеугольный камень супружеских отношений, их неотъемлемую духовную составляющую. В этом отношении законы цниюта нужны, чтобы улучшить отношения, а не ограничивать их. Цниют призван укрепить исключительный характер отношений, чтобы они вечно оставались особенными для мужа и жены. Именно по этой причине раздел «Кодекса еврейского права», в котором говорится о супружеских отношениях, называется «Законы Цниюта».

Без этого кодекса и этих законов еврейский брак и семья выглядели бы совсем по-другому. Пары могли бы соблюдать законы о браке, игнорируя их реальный дух и цель. Подобно тому, как законы швута (запрет физического труда и утомительной деятельности в Шаббат и Йом-тов) создают характер Шаббата, превращая его из набора внешне будничных действий в день святости, законы цниюта в течение тысяч лет определяли быт еврейского дома и дух еврейской семейной жизни. Это продолжается и по сей день, когда потребность в скромности остра, как никогда ранее.

Но важнее то, что эти законы – больше, чем дресс-код. Они представляют взгляд и подход к жизни, отражающий женственность и отличительный характер женщины, который, в свою очередь, переводит отношения из области поверхностного соприкосновения во внутренний опыт. Царь Давид сформулировал в Теилим: «Вся слава дочери царя – внутри»2. Этот внутренний опыт может повлиять на весь дом, семью и общину.

Вместо того, чтобы избегать естественной красоты и привлекательности женщины, Тора создает структуру, в рамках которой они ценятся по праву. Многочисленные упоминания в Торе свидетельствуют о значении красоты женщины и ее естественном желании демонстрировать свою внешность. Б-г создал женщину красивой. Мидраш говорит, что красота Хавы передалась женщинам будущих поколений.

Талмуд говорит нам, что во время странствий еврейского народа в пустыне после исхода из Египта, Вс-вышний позаботился о том, чтобы женщины смогли украсить себя. Позже, во времена Эзры, был принят специальный указ, повелевавший продавцам косметики путешествовать из города в город, дабы обеспечить женщинам доступ к своим товарам.

Законы цниюта были задуманы не для того, чтобы женщина выглядела непривлекательно. Если бы цель состояла в этом, было бы трудно оправдать женщин, покрывающих волосы, ведь это покрытие часто делает их даже более привлекательными. Привлекательная одежда может собирать комплименты; они не обязательно вызывают реакцию интимного характера. Тесная связь берет начало в чувствах, эмоциях и соответствующем физическом взаимодействии. Это достояние исключительно мужа и жены в контексте серьезных отношений.

Удивительно, насколько любопытство подталкивает нас узнать, что скрывается за высоким забором или в огороженным саду, в то время как луговые просторы едва привлекают внимание. Это становится еще более захватывающим, если мы – единственные обладатели ключа или пароля для входа в сад. Те, кто кокетливо демонстрируют свое тело, вряд ли могут ожидать, что их партнеры придут в восторг от этой идеи.  «Не все нужно выставлять напоказ. У каждого должен быть свой секретный сад» 3.

В этом отношении скромность между мужем и женой можно даже назвать необходимостью. Если они планируют постоянные отношения, им стоит поддерживать уважение к чувствам, потребностям, состояниям и физическим качествам друг друга. Если все открыто и постоянно экспонируется, ценность отношений уменьшается, так как партнеры теряют свою индивидуальность и особенности, а также ощущение тайны и удивления, которые позволяют личным отношениям расцветать.

«Уединение и интимная близость идут рука об руку. Полное физическое слияние мужа и жены создает момент времени, когда их глубочайшие чувства, их любовь, радость и наслаждение сосредоточены в переживании исключительной интенсивности, которое переносит их отношения на наивысший уровень бытия»4.

Как сказал рав Манис Фридман: «Скромность существует, чтобы оберегать близость, а не предотвращать грех. Скромность была создана не для человека, который хочет грешить, точно так же, как закон был создан не для людей, которые хотят совершать преступления. Скромность имеет дело с более тонкими материями, оберегая наше третье измерение – способность иметь глубокие, близкие отношения».


Источник — Mikvah.org
Перевод с англ. — Дина Эйдельман
© Mikva.ru — переведено с разрешения Mikvah.org

  1. Рав Манис Фридман, книга «Doesnt Anyone Blush Anymore?»
  2. Псалом 45:14
  3. Из книги «Mating in Captivity» («Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт»)·психотерапевта Эстер Перель
  4. N. Braverman and S. Apisdorf, The Death of Cupid: Reclaiming the Wisdom of Love, Dating, Romance and Marriage