Кризис самоопределения

Амнезия — страшная болезнь. Представьте, что вы забыли, кто вы такой: внезапно вы лишились семьи, воспоминаний и своей личности. Это может случиться как с человеком, так и с народом. В нашей истории были времена, когда мы словно забывали, кто мы и откуда. И часто мы не представляем, куда идем.

  • автор: Рав Йоси Гольдман
  • главный раввин синагоги в Йоханнесбурге Sydenham Highlands North Shul с 1986 года
  • президент Южно-Африканской ассоциации раввинов

В первых главах книги Ваикра, мы встречаем выражение: «Нефеш ки техета» – «если человек согрешит». Далее в Торе описываются различные приношения во искупление грехов. Основа каббалы, книга Зоар, объясняет эту фразу и буквально, и на духовном уровне. Нефеш переводится не только как человек, а как душа, а в конце фразы стоит вопросительный знак. Другими словами, Тора спрашивает: «Нефеш ки техета? Согрешит ли душа?» Может ли еврейская душа, а идише нешама, Б-жья искра, по-настоящему оступиться, настолько, чтобы нарушить закон? Как это возможно?

Может ли еврейская душа, Б-жья искра, по-настоящему оступиться, настолько, чтобы нарушить закон? Как это возможно?

На самом деле, такое может произойти только когда мы забываем, кто мы есть, когда мы утрачиваем связь со своей духовной сущностью, когда впадаем в духовную амнезию.

К сожалению, это и правда случается. Это даже не удивительно, ведь мы живем в светском обществе. Жизнь в изоляции гетто — в прошлом. Мы слишком восприимчивы к соблазнам большого мира. И даже если мы вступаем в брак с евреями, культурно мы ассимилируемся. Шаг за шагом, даже нефеш, еврейская душа, начинает забывать, кто она, и может попасть в паутину греха.

Знаете истории про хелмских «мудрецов»? Один «мудрец» из Хелма боялся ходить в общественную баню, поскольку без одежды он не знал, кто он такой. Без своего «костюма», отличающего его от остальных, он мог потерять себя. Тогда он придумал план. Он обвязал красную нитку вокруг большого пальца ноги, чтобы и в бане отличаться от всех. К сожалению, когда он был в душе, мыльная пена с водой ослабили нитку, и она соскользнула с его ноги. Более того, она доплыла до соседней кабинки и обвилась вокруг большого пальца ноги мужчины в соседнем душе. И вот, наш «мудрец» обнаружил, что его нитка исчезла. Он страшно испугался. Он потерял себя! И вдруг, он увидел, что его нитка красуется на ноге соседа по бане. Он подбежал к нему и закричал: «Я знаю, кто ты, но кто же я?!»

Ты вышел из Египта и стоял на горе Синай. Ты пережил бессчетное количество покушений на свою жизнь и веру… И ты спрашиваешь: «Кто я»?!

Кто ты? Ты еврей! Ты сын Авраама, Ицхака и Яакова, дочь Сары, Ривки, Рахель и Леи. Ты — часть «царства священников и священного народа». Ты вышел из Египта и стоял на горе Синай. Ты пережил бессчетное количество покушений на свою жизнь и веру. Ты восстал из пепла Освенцима, чтобы жить снова. И ты спрашиваешь: «Кто я»?! Это тяжелый случай национальной амнезии.

Книга Зоар напоминает нам, мы не только «человек, который может согрешить». Мы — душа, а разве душа согрешит? Душа – по определению неразрывная часть Творца. И поскольку внутри нас божественная душа, отдаление от собственного источника совершенно невообразимо.

Чем еще мы можем объяснить тот феномен, что, после 70 лет коммунистического атеизма, евреи на территории бывшего СССР с радостью возвращаются к вере своих предков? Или то, что после десятилетий апатии, американские евреи всех возрастов жаждут духовности? А возрождение еврейской жизни по всему миру?

Искры бы не разгорались, не будь в каждой еврейской душе тлеющего уголька…

Да, есть подвижники, которые разжигают искры и превращают их в пламя веры. Но искры бы не разгорались, не будь в каждой еврейской душе тлеющего уголька, который не затухает насовсем не смотря ни на что.

Так что если у вас есть сомнения в том, кто вы, вспомните Зоар. Вы — душа. А душа никогда не умирает.


Источник — Mikvah.org
Перевод с англ. — Дина Эйдельман
© Mikva.ru — переведено с разрешения Mikvah.org