Быть женщиной: 5 вещей, которые я осознала благодаря микве

1. Слушать свое тело

Когда я была на 10 неделе беременности, меня неожиданно скрутила мучительная боль в животе. Я стала лихорадочно звонить своей акушерке. «Ляг, Рахель, и постарайся расслабиться», — сказала она мне. «Твое тело знает, что делать. Доверься своему телу».

  • Рахель Хольцкеннер
  • мать 4 детей
  • cоруководитель Хабадского центра для молодежи в Лас Олас, Флорида
  • учитель старших классов, писатель; часто печатается на chabad.org; дает многочисленные лекции на темы каббалы и феминизма, их применения в повседневной жизни
  • магистерская степень по исследованию мозга, Юго-восточный Университет Нова

Каким бы противоестественным это ни казалось, но мое тело отторгало еще не созревший плод внутри! Я знала: она права. И я покорилась пульсирующим волнам схваток.

За годы соблюдения Таарат аМишпаха (семейной чистоты, законов, регламентирующих интимную жизнь супругов) я научилась слышать сигналы своего тела. Согласно этим законам с начала менструального цикла жена и муж не касаются друг друга в течение примерно двух недель (во время месячных плюс дополнительная неделя). После окунания женщины в микву (ритуальный бассейн) они воссоединяются до начала нового цикла.

В природе, кроме человека, менструация присутствует лишь у некоторых приматов. У большинства млекопитающих кровь, выделяемая маткой, либо рассасывается, либо сохраняется до наступления беременности. Женщины же теряют много крови и тканей каждый месяц во время менструации, и биологи могут только гадать, почему тело устроено настолько нерационально.

Нам не нужно гадать, когда именно отдаляться: нужно просто слушать свое тело.

Однако, если смотреть сквозь призму замысла Вс-вышнего, можно увидеть абсолютную красоту и Б-жественное великолепие менструального цикла человека: он укрепляет брак с помощью естественной системы отдаления и воссоединения.[1]  Нам не нужно гадать, когда именно отдаляться: нужно просто слушать свое тело.

Как сердцебиение у человека, у Вселенной есть естественный пульс, прилив и отлив. Когда пророк Йехезкель описывает Б-жественную колесницу, он говорит: «ангелы двигались вперед и назад, как вспышки молнии.[2]  Эти ангелы называются хайот, что происходит от слова хай, «жизнь». Движение вперед и назад, объясняют хасидские учителя, есть пульс жизни. В наших отношениях с Б-гом подъем — это пыл духовного наполнения, а спуск — необходимость исполнения материальных заповедей в физическом мире.[*]  В отношениях с ближним страсть толкает нас в объятия к другому, тогда как отход назад создает границы. Вместе движение вперед и возвращение создают равновесие.

В женском теле заложена хореография брака, в центре которого — Вс-вышний.

2. Мыслить широко

Трудно вообразить нечто более бытовое, чем ритуал чистки зубов с детьми. Или одевания в школу. Или их домашние задания. Огромная часть моей энергии уходит только на то, чтобы дети нормально «функционировали». Надеюсь, не это будет моим наследием.

Воспитание — это не просто провести детей из точки А в точку Б. Воспитание предполагает взращивание людей c эмоциональным интеллектом, сильным нравственным стержнем, правильным поведением, и, прежде всего, совестливых людей, осознающих своё божественное предназначение.

Окунание занимает всего несколько минут, а воздействие на ребенка продлится всю жизнь. Это пример женской дальновидности.

Непросто мыслить широко, когда нужно чистить зубы.

Мицва Таарат а Мишпаха вращается вокруг погружения женщины в микву и последующего периода чистоты.[3]  Кроме неё никто не окунается и не становится чистым: ни ее муж, ни ее дети. Тогда почему мицва называется чистота семейной жизни, а не «Таарат аИша» — чистота женщины?

Название мицвы говорящее. Миква — не для неё, а для семьи. Да, именно женщина в течение 7 дней удостоверяется[4], что менструация закончилась, именно она готовится к окунанию, но целью является привнести в дом Б-жественное присутствие.[5]  Если ребенок был зачат после посещения миквы (до начала новой менструации), это положительно влияет на ребенка. Окунание занимает всего несколько минут, а воздействие на ребенка продлится всю жизнь. Это пример женской дальновидности.

Я считаю, что мы часто недооцениваем наше долговременное влияние на других людей. Описывая «жену добродетельную», Царь Соломон говорит: «Она наблюдает за ходом дел в доме своем».[6]  Женщина заботится не только о том, где будут её дети завтра, а где они будут через двадцать лет. Она «хлеба леностного не ест», продолжает он. Она не бездействует, когда речь идет о её долговременном влиянии.

3. Отстраняться

Умение отстраняться — это тоже искусство. Модные журналы активно иллюстрируют искусство обольщения и демонстрации, но часто пренебрегают искусством скромности. Скромность порождает уважение. Консервативная одежда говорит: «Эй, не смотри на меня так, воспринимай меня всерьез!»

Если девушка cлишком «доступна» и откровенно одета, она утрачивает часть своего достоинства. Она посылает сигнал о том, что ей нужно, чтобы парень её заметил. Рыцарский дух воспаряет, когда девушку нужно добиваться, и это справедливо и после свадьбы.

Таарат аМишпаха означает, что Вс-вышний говорит, что женщина не всегда доступна. Почти 2 недели в месяц она запрещена своему мужу в плане интимных отношений и прикосновений, что порождает нетерпение к моменту воссоединения. Но даже быть врозь может быть на пользу отношениям.

Умение отстраняться — это тоже искусство.

Как-то примерно через год после свадьбы мой муж сказал: «Таарат аМишпаха на самом деле заставляет мужчину уважать свою жену». Я была поражена. А что — когда он женился на мне, он меня не уважал?! Почему именно во время отдаления я завоевала его уважение? Не то, чтобы я делала что-то особенное…

Но потом я осознала. Глубокое уважение формируется на расстоянии. Не потому, что я могу что-то получить от тебя, а потому что ты — это ты.

Когда у вас что-то есть, вы можете воспользоваться этим в любой момент. Когда это что-то принадлежит не вам, вам требуется разрешение. В данном случае, разрешение Вс-вышнего. Наши отношения не принадлежат мне, чтобы я могла использовать их в свое удовольствие, они принадлежат Вс-вышнему, и их нужно уважать.

В браке отстранение создает более сильный стимул для движения вперед. Не бойтесь отстраняться.

4. Чувственность может быть освященной

Законам и ограничениям в интимной жизни супругов уделяется такое внимание, что может сложится впечатление, что это самая важная часть их жизни. Так и есть.

Так как мы с мужем не касаемся друг друга на людях, вы можете предположить, что у нас нет романтики и страсти в отношениях. Что, по всей вероятности, романтика и страсть не настолько важны Вс-вышнему, как верность и воспитание детей.

Отнюдь! Цикл Таарат аМишпаха все время поддерживает интерес пары к интимной стороне жизни. Когда они врозь, они готовятся быть вместе, ведут подсчеты и делают проверки. Когда они вместе, они знают, что это не продлится вечно, поэтому наслаждаются каждой минутой. Поскольку им запрещен любой физический контакт во время менструации и в последующую неделю, сами законы делают прикосновение особенно желанным для пары. Если им нельзя прикасаться друг к другу, поскольку прикосновение — чувственное, то оно становится чувственным. Законам и ограничениям в интимной жизни супругов уделяется такое внимание, что может сложится впечатление, что это самая важная часть их жизни. Так и есть.

Интимный аспект — самая скрытая часть отношений супругов, одна из немногих вещей, которые они не разделяют ни с кем больше. Это внутренний круг, на котором держатся все остальные концентрические круги. Это — сердце отношений, наполняющее энергией другие стороны их жизни. Чем более скрыта их страсть, тем она долговечней. Ели бы Храм был домом, то Святая Святых (в которую входил только первосвященник на Йом Кипур) была бы супружеской спальней.[7]

Когда пара ссориться, она не заинтересована в интимной жизни, что может превратиться в порочный круг: они чувствуют отдаление — и не хотят быть вместе, но когда они не вместе, то чувствуют еще большее отдаление. Девушка думает: «Может, если он действительно почувствует одиночество, он изменится». Парень думает: «Я слишком одинок, чтобы выползать из своей берлоги и общаться».

Когда интимная жизнь супругов полноценна, им легче сочувствовать друг другу. И когда пара ощущает близость, дети это чувствуют, все это чувствуют. Если Вс-вышний ценит «шолом баит» (мир в доме), очевидно, что он ценит и интимную жизнь супругов.

5. Сила в уязвимости

Сначала чернота ночи поглотила Луну и она исчезла, но потом возродилась. Узенькая полоска света через 15 дней превратится в светящийся шар. Некоторые вещи должны погибнуть, чтобы возродиться. Семя разрушается в земле, но появится новый росток. Когда я вынуждена признать свою неправоту, я открываюсь для новых перспектив. Случается, мое эго страдает, но за этим всегда появляется нечто новое.

Что поддерживает новизну отношений? Смирение. Нужно много смирения, чтобы подчиняться дисциплине Таарат аМишпаха. Мне нужно, чтобы меня обняли, но Вс-вышний говорит: не сейчас. Таарат аМишпаха — это то, чего хочет Вс-вышний от моего брака, понимаю я это или нет. Наивысший акт смирения — это погружение в воды миквы.

Иногда быть уязвимым — это первый шаг к новому началу, как погружение в микву, которое обновляет и укрепляет семейную жизнь.

Корень слова «погружаться» на иврите — таваль. Переставьте буквы корня и получится битуль — саморастворение. Поэтому, когда мы готовимся к микве, мы тщательно убираем все препятствия между нашим телом и водой, чтобы вода полностью омывала нас, мы как будто исчезаем в воде. Находясь под водой, я задерживаю дыхание на мгновение, и часто думаю о том, как зависит от Б-га моя жизнь и мой брак.

Очевидно, что Вс-вышний чувствует, что в семейной жизни необходимо получать ежемесячную порцию свежего воздуха и омоложения. Не только отдаление сохраняет свежесть отношений, но и само окунание в микву. Если миква символизирует битуль, то битуль освежает отношения после миквы.

То, что менструальный цикл обычно составляет 28-30 дней не просто совпадение с лунным циклом. Также как Луна убывает и увеличивается, эндометрий теряет кровь и вновь восстанавливается. И когда жизнь разочаровывает нас больше всего и мы чувствуем себя уязвимыми, мы избавляется от нашего высокомерия и ищем более скромный путь. Иногда быть уязвимым — это первый шаг к новому началу, как погружение в микву, которое обновляет и укрепляет семейную жизнь.

 

Источник — Mikvah.org
Перевод с англ. — Дина Эйдельман
© Mikva.ru — переведено с разрешения Mikvah.org


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Время отдаления «нида» составляет минимум 12 дней, и обычно, супруги могут быть вместе около 18 дней.

[2] Йехезкель 1:14.

[3] Статус ритуальной чистоты или нечистоты — понятие духовное, не имеющее ничего общего с физической чистотой.

[4] По прекращении кровотечения женщина делает внутренние проверки с помощью небольшого кусочка белой ткани на протяжении 7 дней.

[5] Талмуд гласит: «Мужчина и женщина, Б-жественное присутствие между ними». Некоторые это понимают так, что Б-жественное присутствие проникает в пространство, образующееся между ними, когда интимные отношения под запретом.

[6] Мишлей 31:27. На иврите цофия — «она наблюдает» — подразумевает отстраненный взгляд, «с высоты птичьего полета» на что-либо.

[7] II книга Царств 11:2. См. Раши к данному месту

[*] Имеется в виду желание души вернуться к своему источнику, безграничному, совершенному Творцу. И осознание необходимости оставаться в теле, когда душа понимает, что желание Вс-вышнего — в исполнении заповедей, которое возможно только в рамках физического мира (прим. переводчика).