Планирование семьи

Данная статья является переводом главы «Family Planning» книги «A Partner in the Dynamic of Creation»,
Womanhood in the Teachings of the Lubavitcher Rebbe, Rabbi Menachem M. Schneerson


1) Принятие решения

Для наших предков дети составляли самый большой нахес (радость, удовольствие), и чем больше детей, тем больше нахеса. Первая мицва в Торе — «плодиться и размножаться»1 . Воспитывать детей, посвящать их в веру их отцов и матерей, обучать Торе и мицвот (заповедям) — настоящий нахес, которым наш народ дорожил всегда.

Воспитывать детей, посвящать их в веру их отцов и матерей — настоящий нахес, которым наш народ дорожил всегда.

В наши дни во многих странах этот подход сдает позиции. Из лучших побуждений парам настоятельно советуют планировать семью заранее, так, чтобы предвосхитить зачатие детей и как следует подготовиться.

Следует сразу пояснить, что в соответствии с Алахой, еврейским законом, использование средств контрацепции — вопрос, требующий консультации раввина. Некоторые методы несомненно запрещены. Другие разрешены, но только в особенных обстоятельствах и только после консультации с алахическим авторитетом.

Хотя соответствие Алахе имеет преимущественную силу над доводами человеческого разума, тут они в согласии: жизненный опыт подтверждает мудрость подхода Торы. Традиции нашей Торы формировали семьи, строившие свой дом, полный заботы, общения, основанный на выполнении внутренней цели, воспитании детей, готовых принять свою роль в обществе с радостью и ответственностью.

 

2) Управление счетами Вс-вышнего

joshua-clay-27368Вера в третьего Партнера также отвечает на одно из самых распространенных оправданий для планирования семьи: страх не иметь возможности материально поддержать более определенного предлагаемого количества детей. Естественно, родители хотят самого лучшего для своих детей, и это влечет за собой финансовые обязательства. Но наше благосостояние определяется не только нашими усилиями2. Конечно, Тора требует, чтобы человек работал для обеспечения своей семьи. Но главное положение иудаизма состоит в том, что весь успех и все богатство приходят от Б-га, что именно Его благословение поддерживает наше существование3, а не только наши собственные усилия. Он обеспечит всех детей, которых дает паре. «Тот, кто дает жизнь, дает и пропитание».

Парам, которые берут на себя финансовые обязательства, превышающие их возможности на данный момент, и считают естественным и разумным рассчитывать на помощь семьи и друзей в организации свадьбы и обустройстве дома, следует считать естественным и разумным положиться на Того, о Ком написано: «У Меня серебро, и у Меня золото»4. Ведение бухгалтерии Вс-вышнего – не наша забота; каждый получит то, в чем нуждается. Он поддерживает все Свои создания; еще один рот не обременит Его.

 

3) Нахес или затраты?

Честно оценив свои приоритеты, человек сталкивается с непростыми вопросами: что он хочет от жизни на самом деле и что он для этого делает. Возможно ли, что излишества принимались за необходимость? Может, реальные источники счастья и благополучия, которые не стоят ни копейки, уступили место более дорогостоящим, но более надежным источникам удовлетворения?

Как и в случае с финансовым вопросом, настоящая проблема – это не ограниченность личных ресурсов, а, скорее, вопрос приоритетов.

Определив свои приоритеты, мы снимем с повестки еще одну заботу потенциальных родителей — плату, которой требует воспитание детей — затраты энергии, времени, ограничение свободы передвижения, не говоря уже о необходимости эмоциональных вложений. Как и в случае с вышеупомянутым финансовым вопросом, настоящая проблема – это не ограниченность личных ресурсов, а, скорее, вопрос приоритетов. Во многих других сферах жизни, таких как карьера, личные достижения, люди готовы смириться с длительными неудобствами и даже пожертвовать чем-то для получения желаемого, если это считается достаточно важным.

Для человека, который считает приобретение немедленного наслаждения главной целью жизни, дети, без сомнения, представляют препятствие. Но тот, в чьей концепции удовлетворения центральное место отведено глубокому смыслу, будет видеть в детях подлинный источник радости, которая растет и зреет с годами, ведь и дети взрослеют и развиваются, в конечном итоге, создавая свои собственные семьи.

Задача состоит в построении перспективы и планировании. При этом важно, носят ли они долговременный характер или кратковременный? Человек, живущий не только сегодняшним днем, который смотрит в будущее, поймет, что удовольствие, полученное в те несколько лет свободы от детского бремени, скоро рассеется, а его недальновидность лишила его непреходящего удовольствия и радости от детей и внуков. Не слишком ли далеко мы заглянули? Не дальше, чем те, кто озабочены тем, смогут ли воспитать и дать образование детям чуть ли не через 20 лет.

 

4) Альтруистический довод

Честное расставление приоритетов отметает также альтруистический довод, приводимый женщинами, которые хотели бы иметь больше времени на общественно значимые дела и усердный труд. Конечно, в наши дни благотворительность — безусловно достойное занятие, но воспитание детей не менее достойно. Где сказано, что заниматься благотворительностью важнее, чем растить детей? Определенно, не в Торе. Ребенок, подарок Вс-вышнего, самим своим существованием показывает, чему следует отдать предпочтение.

Где сказано, что заниматься благотворительностью важнее, чем растить детей? Определенно, не в Торе.

Более того, чтобы быть успешными, все наши начинания нуждаются в благословении Вс-вышнего. Счастливая мать подтвердит, что те благотворительные начинания, которые она предпринимает за имеющееся у нее короткое время, получают более чем достаточно благословений, чтобы компенсировать время, затраченное на воспитание детей. К тому же, кто знает, каких высот сможет достичь этот ребенок, воспитанный нежной заботой его родителей?

Расставлению приоритетов можно получить, прочитав историю рождения пророка Шмуэля5. Матерью ребенка была пророчица Хана, поэтому можно себе представить, какой силы духовные озарения посещали ее каждый раз во время ее ежегодного визита в Мишкан в Шило. И это не оставалось ее личным делом: она делилась своими озарениями со всем народом. Тем не менее, когда Шмуэль родился, она решила отказаться на время от этого блаженства, пока заботливо воспитывала своего ребенка до периода отрочества.

 

5) Побочные эффекты
Человеческое тело и душа были созданы с бесконечной премудростью. Внося сумятицу в их естественную работу, мы получаем неизбежные отклонения.

Все теоретические аргументы и контраргументы преуменьшит статистика: анализируя повседневный опыт, она приводит отрезвляющие факты. Планирование семьи часто пропагандируется в качестве опоры, укрепляющей структуру семьи. И все же именно в последние несколько поколений, когда концепция планирования семьи стала настолько распространенной, мы наблюдаем самый высокий уровень супружеских разногласий, напряженности в семье, ошибок в воспитании, раздельного проживания супругов, разводов, нервных и психических расстройств.

Человеческое тело и душа были созданы с бесконечной премудростью. Внося сумятицу в их естественную работу, мы получаем неизбежные отклонения. Неудивительно, что профессиональные семейные консультанты все чаще приводят противоречия, возникающие из-за контроля рождаемости, в качестве причин различных супружеских, умственных и эмоциональных расстройств6.

В предыдущих поколениях, особенно в еврейских домах, где планирование семьи никогда не рассматривалось, процент разводов был бесконечно мал. Постоянное уважение и гармония между еврейскими супругами были примером в глазах всего мира. Самое важное следствие отсюда даже чересчур очевидно — это неизбежное влияние на психическое и физическое здоровье детей, которые растут в атмосфере гармонии в доме с едиными идеалами и ценностями.

 

7) Свет народам

jordan-whitt-54480То, что было сказано выше о контроле над рождаемостью, относится не только евреям, но и к другим народам. Все люди были созданы, чтобы заселять землю, чтобы она не пустовала7: «Он не для пустоты сотворил ее, а чтобы населить…» Что касается человека, дети приносят вполне определенную цель в его жизнь.

Мы обязаны вносить вклад в общество в целом, распространяя осознание принципов и ценностей, которые позволят всем людям вести нормальную жизнь в соответствии со своей внутренней природой8. Мы должны выйти за пределы круга наших друзей и знакомых и убеждать лидеров бороться с планированием семьи и ограничением рождаемости, воздействуя на членов парламента, используя простые и трезвые аргументы и здравый смысл. Избранные чиновники – нормальные люди, они поймут нормальное объяснение. У них есть полномочия для создания и поощрения программ, которые будут стимулировать более глубокое понимание важности рождения детей и увеличивать престиж таких начинаний.

 

8) Свобода выбора

Призыв к созданию таких программ вызвал протест как вмешательство в частную жизнь. Говорят, сфера влияния правительства распространяется на национальную безопасность и экономику, но не на личные решения, такие как рождение детей.

Правительство, которое действительно заботится о своих гражданах, сделает всё возможное, чтобы уберечь их от опасности, даже такой, которую они сами на себя навлекут.

Мы видим, что с развитием цивилизации, правительства принимают определенную ответственность за своих граждан, хотя это ограничивает свободу последних. В Соединенных Штатах, например, много средств тратится на поддержание федеральной организации, известной как Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств, которое проверяет продукты на возможность потребления их человеком. Продукт, опасность которого доказана, не допускается на рынок, а если производитель продолжает его распространять, его преследуют по закону. Если существует вероятность опасных побочных эффектов, продукт должен содержать предупреждение на этикетке.

Можно оспорить право любого правительства ограничивать продукцию, разрешенную к употреблению гражданами. Очевидно, что некоторые формы общественного законодательства необходимы, так как в их отсутствие9 «люди пожрали бы друг друга живьем». Но разве прием пищи или лекарств не является исключительно личным делом? Однако правительство, которое действительно заботится о своих гражданах, сделает всё возможное, чтобы уберечь их от опасности, даже такой, которую они сами на себя навлекут. И для этого оно и было создано и продолжает свою работу.

Более наглядно это видно на радикальном примере: реакция общества на попытку суицида. Если некто хочет сброситься с моста, мобилизуют полицию и береговую охрану. Неважно, сколько такому человеку лет, правительство потратит огромные временные, а также денежные ресурсы и оборудование, чтобы его жизнь не оборвалась. Неприемлемым в обществе является не только желание человека навредить другому, но и желание навредить самому себе.

 

9) Государственное образование
Протест — как в области планирования семьи или, в более широком смысле, в области таарат а-мишпаха — коренится в невежестве.

Тут мы имеем дело не с постановлением закона, а просто с воспитанием ценностей. Государственные ресурсы, которые сегодня отводятся на программы по планированию семьи, должны быть использованы во благо: для культивирования ценности семьи, повышения значимости рождения и воспитания детей. Проверенные временами ценности Торы должны быть переведены на местные языки и распространяться в обществе в целом. Для этой цели необходимы также и исследования. Инструменты общественных наук следует применять для иллюстрации того факта, что подход Торы предоставляет человеку среду, подходящую для жизни, полной смысла и радости.

Считается, что в наши дни нет такого явления, как апикойрес – есть только ам ха-арец10Протест — как в области планирования семьи или, в более широком смысле, в области таарат а-мишпаха, законах, охраняющих семеную чистоту, — коренится в невежестве. Он основывается на неверном представлении о том, что Тора противоречит естественному течению жизни. Если людей обучат понимать простую истину — что Тора приводит нас в гармонию с тем, кто мы есть и нашей целью в этом мире, — их протест сойдет на нет.

 

10) За пределами понимания смертных

Эффект от контроля над рождаемостью гораздо чувствительнее для мира, чем любой смертный может вообразить. Каждый еврей и еврейский ребенок — это «целый мир»11 Наши мудрецы учат, что если бы на горе Синай отсутствовал бы один единственный еврей, Тору было бы невозможно дать. Также, они учат, что Машиах не придет, пока все возможные души не спустятся в этот мир.

Учитывая это, как человек со своим ограниченным восприятием может осознать возможные последствия от предотвращения рождения конкретного еврея?

11) Праматери — тоже мамы

Все мы — потомки 4 праматерей нашего народа: Сары, Ривки, Рахели и Леи. Каждая из них выделялась особенными дарованиями, их связывает нечто общее: каждая мечтала о детях, и это желание не имело границ. Тора, обычно скупая на слова, подробно описывает путь, которым им пришлось идти к этой цели.

Они являются архетипами всех еврейских женщин, и нам следует принять во внимание их урок. Настоящим достоинством обладают не те, кто слепо повторяет мнение современного общества. Дети, много детей – это величайший дар и благословение, которым Творец может наградить нас. Воображаемые препятствия не могут стоять на пути осуществления этих благословений. И потом, с этими благословениями12, «с нашими юношами и с нашими стариками… с сыновьями нашими и с дочерьми нашими» мы выйдем с радостью встретить нашего праведного Избавителя в скорейшем времени, в наши дни.

Family

Источник — Chabad.org
Перевод с англ. — Дина Эйдельман
© Mikva.ru — переведено с разрешения Chabad.org

 

  1. Берешит, 1:28. Тот факт, что первая мицва в Торе — заповедь размножаться, говорит о ее первостепенной важности. В соответствии с законом Торы, отец выполнил эту заповедь, если привел в мир хотя бы одного сына и одну дочь. Тем не менее, даже если мицва выполнена, остается постановление мудрецов продолжать рожать детей (См. Рамбам, Мишне Тора, Илхот Ишус,15:1, 4, 16; Шулхан Арух, ЭвенЭвен а-Эзер, разд. 1).
  2. Предупреждение об этой иллюзии содержится в стихе: «И скажешь ты в сердце твоем: Сила моя и мощь руки моей составили мне все это богатство» (Дварим, 8:17).
  3. Ср. «Благословение Г-сподне — оно обогащает». Мишлей, 10:22.
  4. Книга пророка Хагая, 2:8.
  5. I книга пророка Шмуэля. Глава 1 (обратите внимание на стихи 22-24).
  6. Вернемся к финансовому аргументу: существенные суммы, обычно вкладываемые в психиатров и различных экспертов, вполне могли бы найти более здоровое применение.
  7. Йешайягу 45:18.
  8. См. Рамбам, Мишне Тора, Илхот Мелахим 8:10 по поводу обязанности обучать неевреев Семи универсальным законам, которые были даны Ноаху и его потомкам. В более широком смысле это включает распространение ценностей и принципов, необходимых для развития полноценного общества.
  9. Пиркей Авот (Поучения отцов), 3:2.
  10. Первый термин означает «атеист», последний — «невежа». Другими словами, чтобы считаться неверующим, нужно обладать серьезными знаниями о том, что же он отрицает.
  11. Сангедрин, 37a.
  12. Шмот, 10:9.