Дети и управление гневом

  • д-р Мирьям Адахан
  • психолог, психотерапевт, писатель и основатель метода EMETT (“Emotional Maturity Established Through Torah” — «Эмоциональная зрелость через изучение Торы»), который был использован в её сети групп поддержки, посвященных личностному росту.

Детей может расстроить все, что угодно. Младенцы «сердятся», если их мало подержали на ручках, если им мокро или хочется есть, если с ними мало общались или они мало спали. Когда подрастут, они сердятся, если кто-то получает печенье большего размера, чем у них, или игрушку, которую они хотят, или им не нравится место, где они сегодня находятся, или они просто чувствуют свою беспомощность или заброшенность. За исключением бессонных ночей, общение с расстроенными детьми, наверное, самое сложное в воспитании. Это выматывает, выбивает из колеи и действует на нервы.

Некоторые дети почти не расстраиваются. Они послушны и сговорчивы. Если вам достался ребенок с другим характером (скажем, у небесного секретаря закончились послушные дети) – излишне несговорчивый, упрямый – вам понадобится целый набор приемов, чтобы справляться со вспышками детской ярости и при этом не сойти с ума и не потерять себя.

1) Потренируйтесь повторять мысленно или вслух следующее: «Спасибо тебе за возможность поработать над моим характером». Кажется, что это бред. Но эта фраза дает вам доступ к духовным силам, а это как раз и нужно вам, когда вы сталкиваетесь с проявлениями их бешеной энергии. Детский гнев – это и есть возможность поработать над чертами своего характера! Если вы хотите, чтобы дети успокоились, то вы должны стать примером терпения, самодисциплины и смирения. Скажите себе: «Вс-вышний сделал так, что мой ребенок расстроился/вышел из себя и т.д. именно сейчас, чтобы я мог вырасти над собой». Осознание Б-жественного источника ситуации (хотя выглядит она, скорее, адски) помогает прислушаться к своей душе; в этом ваша сила. Проверено: простое произнесение этих слов вслух поражает детей настолько, что часто они замолкают, что дает вам возможность перевести дух и начать мыслить рационально, не поддаваясь примитивным импульсам (ну, вы поняли – придушить, ударить, наорать и т.п.)

2) Скажите: «Сердиться естественно». Это так. Людям, включая нас, нужно уметь признавать свои чувства. Это не значит, что они должны определять наши действия, или что мы не должны работать над их преодолением и вытеснением, вырабатывать подходящую реакцию, но первым шагом к управлению этими чувствами будет осознание их существования. Нравится вам или нет, но именно сейчас они проявляются. Отказываясь признавать их, вы не продвинетесь. Мы не властны над нашими инстинктивными порывами; но мы всегда можем контролировать наши мысли и действия; именно в этом заключается наша основная духовная работа. Отбросьте чувства и сконцентрируйтесь на том, что вы делаете.

Если вы не Гилель а-Закен1, то, вероятно, иногда испытываете чувство гнева, особенно когда вы чувствуете, что вас предают, игнорируют, презирают или вам тоскливо: когда кто-то подрезает нас на шоссе, когда мы вынуждены «висеть» на телефоне по 45 минут в ожидании ответа оператора, когда мы перегружены, а нам не предлагают помощь, или когда мы сталкиваемся с халтурой.

3) Скажите: «Решение! Вс-вышний поможет нам найти решение!» Вы даже можете станцевать «танец решений» держа ребенка за руку (если он не собирается вас бить) и спеть: «ре-ше-ни-е, ре-ше-ни-е, нужно нам ре-ше-ни-е». Если ребенок засмеялся, уже хорошо.

4) Расскажите ребенку, что вы делаете, чтобы успокоиться, когда сердитесь сами. Когда на дороге вы вынуждены тащиться вслед за мусоровозом или ждете опоздавшего, говорите: «Я тренирую терпение». Когда не можете попасть к врачу: «Вот возможность попрактиковаться в принятии воли Творца». Когда вас критикует родственник: «Даже если я кому-то не нравлюсь, я знаю, Вс-вышний любит меня даже больше, чем я себе представляю». Если что-то сломалось или испачкалось, говорите: «Слава Б-гу, это просто мелочи жизни». Когда к вам придираются, скажите с уверенностью, но без враждебности: «Я знаю, это расстраивает, но тренировка самодисциплины лежит в основе самоуважения».

5) Говорите им что делать, вместо того, чего нельзя делать. Они должны знать, что идти на поводу у гнева и причинять боль окружающим – неправильно. Скажите им: «Скажи, что ты хочешь словами», или: «Нарисуй мне то, как ты себя чувствуешь, а еще рисунок с решением», или «Напиши ему письмо», или скажите: «Напиши письмо Б-гу о том, что ты чувствуешь». Когда они закончат письмо, вручите им фломастер со словами: «А теперь представь, что мог бы сказать Б-г, чтобы помочь тебе пережить эту потерю».

6) Не поддавайтесь на их требования, если вас бьют или если нарушается важный принцип. Установите правила: «Я слишком тебя люблю, чтобы покупать вредную еду». «Мы не говорим такие слова. Скажи, чего ты хочешь, уважительным тоном». «Мы договаривались на полчаса компьютерных игр». Если они не успокаиваются, успокойте себя такими мыслями: «Это временно. Это пройдет». Потерпите. То, как вы реагируете на их гнев, станет для них уроком на всю жизнь – уроком того, как справляться с разочарованиями.

7) Хвалите их за то, как им удается справиться с гневом. Например: «Как хорошо, что ты не ударил своего братика, когда он забрал твои вещи». «Я очень ценю, что ты не рассердился, когда я сказала, что идти гулять уже поздно». «Ты так терпеливо ждал, пока я говорю по телефону». «Я рада, что ты поделился перекусом с сестрой. Мне нравится, что ты умеешь думать о других». «Спасибо, что дождался своей очереди». «Спасибо за то, что помог мне, хоть это было и нелегко».

Помните: если вы их бьете, они учатся бить. Если вы кричите, они учатся кричать. Если вы сдаетесь, они понимают, что вам нельзя доверить свою защиту. Быть хорошим родителем означает, что иногда придется устанавливать границы, за что дети будут вас ненавидеть, отвергать и презирать. Весьма поучительно! Каждый раз, когда мы проходим испытание на самоконтроль, мы переходим на новый духовный уровень. Именно поэтому Творец дает нам столько возможностей для тренировки.

 


Источник — Chabad.org

Перевод с англ. — Дина Эйдельман

© Mikva.ru — переведено с разрешения Chabad.org

 

  1. Наиболее значительный из законоучителей эпохи Второго Храма, основатель собственной школы.