Обычаи, связанные с обрезанием («брит мила»)

Данная статья является переводом 3-ей главы книги «Обычаи, связанные с беременностью и родами» -«Customs of Pregnancy and Birth by Avraham Yeshaya Holtzberg». Настоящая книга является антологией хабадских обычаев, связанных с рождением ребенка, и касается беременности, рождения мальчика, обрезания, выкупа первенца и рождения девочки.


«Вахт Нахт»

1) Накануне брита (обрезания) принято не спать и учить Тору около ребенка всю ночь. Эта ночь называется на идиш «Вахт нахт»1.

Перенос брита при наличии даже малейшей возможности опасности

2) Ребе Цемах-Цедек2 постановил, что, в случае когда есть даже малейшая вероятность того, что ребенок еще недостаточно окреп, брит следует отложить. И к этому нельзя относиться несерьезно.

Также известен псак дин (алахическое постановление) ребе Цемах-Цедека в отношении ребенка, кожа которого еще слишком красная: если существует сомнение, следует подождать 7 дней после того, как кожа станет нормального цвета. Ребе передал своему секретарю, р. Хаиму-Йегуде Кринскому, что если ребенок желтушного цвета, тоже следует подождать 7 дней после того, как цвет кожи придет в норму. Он добавлял: «Можно перенести брит; невозможно вернуть к жизни даже одну еврейскую душу».

Кватерин

3) Согласно обычаю беременная женщина не должна быть кватерин3.

Профессиональный моэль

4) Исходя из того, как поступал сам Цемах-Цедек: если в городе, где есть два моэля, один — простой человек, но очень опытный, а второй — старше и знающий больше каванот (внутренних смыслов) и пр., но менее опытный, следует выбрать более профессионального, так как он важнее для собственно операции (не просто сведущ в духовных аспектах).

Сандак для двух братьев

5) Согласно еврейскому обычаю (упоминаемому Рамо), одного человека не назначают сандаком для двоих братьев. Это не относится к раввину города, которому родители могут оказать честь быть сандаком своих сыновей.

6) Я не видел, чтобы отец дважды был сандаком для двоих сыновей.

Сандак одевает талит

7) Однажды Ребе Раяц пришел на брит, чтобы быть сандаком. Он попросил, чтобы принесли его талит и надел его без благословения (прошло несколько часов поле молитвы). 7-й Любавический Ребе тоже так поступал.

8) Когда Ребе был сандаком, он надевал свою шляпу и накидывал талит на плечи.

Нужно ли на брите готовить два кресла — для сандака и для пророка Элиягу?

9) Является ли нашим обычаем готовить два стула для церемонии брит мила? Я никогда не слышал [от моего тестя], что таков наш обычай, но я почти уверен, что, когда я был на брите, где мой тесть был сандаком (в Варшаве), там было только одно кресло.

Запрет делать обрезание, используя зажим Гомко (Gomko)

10) Что касается обрезания еврейских детей с использованием приспособления, называемого зажим Гомко, то не говоря о том, что оно оскверняет святость этой мицвы, которая должна выполняться именно вручную, причем евреем, соблюдающим мицвот (заповеди); и не говоря о том, что зажим причиняет боль и страдание ребенку, это просто запрещено. Не только в шабат, когда он может повлечь нарушение, караемое побиванием камнями, но также и в будни. Очевидно, что мила, произведенная строго в соответствии с законом (т. е. без «Гомко»), будет иметь духовное влияние, способствуя долгой жизни.

Разрыв слизистого листка крайней плоти («приа»)

11) Следует приложить все усилия к тому, чтобы разрыв слизистого листка крайней плоти был проведен как отдельная операция (от обрезания крайней плоти).

Аспирация ртом «мецица»

12) Аспирацию следует производить исключительно ртом (что не несет никакого риска заражения, Б-же упаси). Опыт подсказывает, что мы делали аспирацию ртом тысячи лет, и никогда это не вызывало болезней (не дай Б-г). Тот, кто желает изменить данную практику, несет ответственность [привести необходимое и подходящее доказательство], и ему не следует доверять обрезания детей. Того, кто верен заповеди, не постигнет беда.

Аспирация трубкой

13) Если выбора нет (например, моэля уволят, если он будет проводить аспирацию ртом), аспирацию можно проводить через стеклянную трубку. Некоторые вставляют вату в трубку и проводят аспирацию через вату. Вата способствует стерильности и предотвращает распространение бактерий. Я имею в виду, что небольшой кусочек ваты вставляют в трубку так, что он не препятствует образованию вакуума, создаваемого ртом производящего аспирацию, и кровь проходит через стерильную ватку.

Обрезание под общей анестезией

14) В случае, когда обрезание проводится уже прошедшему бар-мицву и его собираются делать под общей анестезией, представляется возможным сделать укол в другое месте (как правило, в позвоночник). Укол на время убирает все болевые ощущения, но не усыпляет. Таким образом, пациент может полностью себя контролировать, и поэтому остается полностью «обязанным» в заповеди. Разница между этими двумя процедурами [и предпочтение — второй] очевидна.

Откладывание брита до после молитвы Минха, чтобы больше людей смогли прийти — отношение к радости

15) Относительно Вашего вопроса, стоит ли препятствовать обычаю откладывать брит, чтобы больше людей смогли прийти. Так как мила должна сопровождаться радостью (как сказано в нескольких источниках относительно радости на брите), этот принцип превалирует над указанием: «те, кто ревностно относится к заповедям, выполняют их как можно раньше». По этой причине, когда 9 ава переносят [с шабата на воскресенье] брит мила также переносится на после молитвы Минха (так как в это время можно прервать пост). Из опыта мы знаем, что степень радости зависит от количества посетителей, и иногда даже грустно, когда кто-то не смог прийти.
В этом случае есть еще дополнительный аспект — хасидский фарбренген. Естественно, по такому поводу присутствующие будут говорить о Торе и мицвот и хасидусе; в конечном итоге, сам Вс-вышний «заповедал нам исполнять все эти указания, чтобы убоялись…»

Перенесенное обрезание

16) Я не слышал о том, чтобы были конкретные дни, в которые принято делать перенесенный брит; наоборот, в нескольких источниках подразумевается, что особенных дней нет. Обрезание не следует откладывать (более, чем необходимо) без серьезной причины.

Обрезание в Йом Кипур

17) Если брит на Йом Кипур проходит вне синагоги, его делают после чтения Торы. В таком случае свитки Торы возвращают в ковчег до того, как прихожане покинут синагогу, поскольку иначе пауза перед чтением Мусафа будет слишком длинной.

По той же причине, когда прихожане возвращаются в синагогу и Кадиш читают до Мусафа, следует прочесть главу Теилим (Псалмов) до чтения молитвы Кадиш.

Нет необходимости стремиться сделать обрезание двум близнецам в один день, если только один из них здоров.

18) Стоит ли отложить брит до момента, когда его можно будет сделать обоим сразу? Мне неясна подоплека такой мысли. Следует сделать брит одному ребенку, когда он будет полностью здоров, и второму, когда тот будет достаточно сильным и здоровым, даже если это не произойдет одновременно.

Церемония брит мила (порядок обрезания)

19) Когда ребенка вносят в синагогу, присутствующие говорят: «Благословен пришедший! …Счастлив избранный тобою … И Г-сподь сказал Моше следующее: «Пинхас, сын Элазара … Я заключаю с ним свой союз, обещая даровать ему мир4».

20) Когда ребенка кладут на кресло пророка Элиягу, моэль говорит: «Вот кресло Элиягу»

21) Моэль читает следующее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам совершать обрезание!»

22) Отец ребенка произносит следующее благословение в тот самый момент, когда моэль совершает обрезание (после обрезания, перед тем, как совершается «приа»): «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам ввести его в союз Аврагама, отца нашего!»

23) Присутствующие отвечают: «Амен! Так же, как он пришел к союзу, пусть придет он к Торе, к «хупе» и к добрым делам!»

24) После того, как крайняя плоть была отрезана нужным образом, моэль быстро делает «приа» и «мецица». Затем берет бокал [вина] и произносит: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий плод виноградной лозы».

25) В благословении … «который освятил возлюбленного своего с момента его рождения» при произнесении слов צוה להציל the слово צוה должно произноситься с огласовкой хирик [цива].

26) [Далее следует чтение]: «Б-г наш и Б-г отцов наших! Сохрани этого ребенка для отца его и матери, и да наречется имя его в Израиле такой-то, сын такого-то…» [отец говорит, каким именем он называет младенца].

27) Ребенку дают отпить каплю от вина, на которое делалось благословение, или тот [кто читал благословения] выпивает его сам. После обрезания моэль и отец ребенка читают следующую молитву: «Владыка Вселенной …Тот, кто благословил…сын такого-то обещал дать ради него пожертвование на нужды ухода за больными…»

Чтение благословения «Шеэхияну»

28) У нас принято не читать благословение «Шеэхияну» на брите.

Обрезание переходящего в иудаизм, чей отец еврей

29) Если еврей живет с нееврейской женщиной, и у них рождается сын, и отец приводит его, чтобы сделать обрезание, не делают ему обрезание как принявшему иудаизм с разрешения отца. Но если мать желает, чтобы ребенок перешел в иудаизм, то по моему мнению, он должен пройти процедуру перехода под руководством бейс дина (еврейского религиозного суда).

Обрезание переходящего в иудаизм (прозелита) под общей анестезией

30) При обрезании прозелита, так как эта мила не является самостоятельной заповедью, а только подготовкой [к переходу в иудаизм], то, по всем мнениям, он может находиться без сознания в это время (под действием анестезии).

31) למול את הגרים
При обрезании прозелита первым читают благословение: «Который освятил нас своими заповедями и заповедал обрезать прозелитов» (למול את הגרים ).

Пересказ хасидской речи

32) У хасидов заведено, что во время праздника брит мила отец ребенка пересказывает хасидскую речь, относящуюся к теме брит мила.

Предварительная оплата обучения

33) Когда его приглашали на брит, обычаем моего святого тестя было пожертвовать сумму денег на ешиву в начале праздника. Он говорил, что это авансовый платеж за обучение, которое пройдет ребенок, когда вырастет.

Чтение благословения הרחמן на брите

34) Принято в конце благословения после еды читать отрывки, начиная с Арахаман «Милосердный» для брит мила как написано в сидуре, после чего мы продолжаем «Милосерден Он…» …הרחמן הוא с «Милосердный».

… А-Йом Йом, запись на 28 Адара бет. Даркей Хайим ВеШалом (Мункаш), Хилхот Мила 933; Сефер а-Брит 265:192; Эйдус ЛеИсраэль, с. 114; Оцар а-Брит, 6:17:16; Шаар а-Коэль по поводу порядка обрезания.

 

 

Содержание книги

Глава 1. Поведение во время беременности

Глава 2. Поведение во время родов

Глава 3. Обычаи, связанные с обрезанием («брит мила»)

Глава 4. Имена

Глава 5. Выкуп первенца

Глава 6-7. Обычаи, связанные с рождением девочки, и прочие обычаи


Источник — Chabad.org

Перевод с англ. — Дина Эйдельман

© Mikva.ru — переведено с разрешения Chabad.org

  1. «Ночь бдения». Причина в том, что Сатан стремится навредить ребенку, и не дать ему соблюсти заповедь брит милы. Также по этой причине этой ночью мужчины собираются и читают Крият Шма.
  2. 3-й Любавический Ребе
  3. Кватер и кватерин — супружеская пара, которые передают ребенка от матери отцу на церемонии обрезания, так как мать не может сделать это сама, находясь в состоянии «нида».
  4. Есть ангелы, ответственные за кровь брита; они берут эту кровь и помещают в одном из чертогов, и когда Творец в гневе, Он смотрит на эту кровь и сменяет гнев на милость.