Хупа по секрету

Я бы хотела напомнить читательницам эту историю, связанную с духовным подвигом раввина Екатеринослава-Днепропетровска в 1909-1939 годах раби Леви-Ицхака Шнеерсона.

 

Однажды в поздний час в двери дома раби Леви-Ицхака постучали. На пороге стояла испуганная женщина: «Ребе, вы должны нам помочь, моя дочь выходит замуж. Неужели новая семья начнется без еврейской свадьбы, без хупы?»

В полночь рабби Леви Ицхак и его жена, рабанит Хана, пригласили надежных людей, но не хватало еще одного десятого еврея. Ведь без миньяна не принято (хотя и можно) ставить хупу. В этом же доме, этажом выше, жил еврей, который был председателем домового комитета, а по совместительству, и стукачом, приставленным к р. Левику (как ласково называли евреи раби Леви-Ицхака Шнеерсона). Его-то раби и пригласил в качестве десятого!

Свадьба была без музыки, без застолья, хупой служила растянутая за четыре угла скатерть. Лицо не только невесты, но и жениха, было покрыто – чтобы никто не смог опознать их. Но разве все это помеха настоящему хасидскому веселью и великому чуду соединения двух чистых еврейских душ, которому не в силах помешать никакие режимы и запреты? Семья начала свою жизнь по всем правилам, всем назло. Кто знает, сколько детей и внуков, а то и правнуков этой четы живут теперь рядом с нами…

Рано утром, еще затемно гости стали расходиться. Счастливые жених и невеста с матерью ушли – их ожидали еще семь праздничных дней, которые они также тайно отметят у себя дома. Рабби Левик вернулся к своим повседневным обязанностям. Но кто сказал, что устройство и проведение еврейской свадьбы – не повседневная обязанность раввина?

Эта история была бы неполной без одной, отнюдь не второстепенной подробности. Что случилось председателем домового комитета, с тем самым «десятым» евреем? С этого дня, точнее с этой ночи, он стал преданным учеником рабби Левика. Вскоре он окончательно вернулся к еврейству и еще не раз выручал Ребе, заступаясь за него перед властями.

Эта история стала легендой… Она вдохновила и побудила к действию множество евреев, в том числе создателей организации «Апирьон» в Израиле, которые стали проводить свадьбы для молодых и для пожилых, распространять знания о законах чистоты семейной жизни, понимая, что свет заповедей озаряет не только тех, кто их выполняет, но и тех, кто наблюдает за их выполнением или соприкасается с этим исполнением, как это случилось с тем самым «десятым».

 

Источник:
сборник писем и очерков «Между нами, женщинами…», составители: Люба Перлова, Рухама Розенштейн
сборник доступен в нашем магазине